Азербайджанская община России: между молотом и наковальней

Азер САФАРОВ

15 мая текущего года Верховный суд РФ удовлетворил иск Минюста РФ о ликвидации крупной общественной организации «Всероссийский Азербайджанский конгресс» (ВАК) из-за несоответствия его устава российскому законодательству.

В связи с этим событием МИД Азербайджана выступил с заявлением, назвав решение суда дискриминацией против ВАК и недружественным шагом, которое вызовет ухудшение в азербайджано-российских межгосударственных отношениях. По команде сверху в азербайджанских СМИ началась неприкрытая антироссийская истерия, кампания недовольства «патриотов» азербайджанской диаспоры и выискивания «истинных» виновников закрытия общественной организации.

Кого только не обвиняли доморощенные эксперты и радетели российских азербайджанцев в ангажированных СМИ, только истинные виновники развала и ликвидации ВАК почему-то не были названы. И в начале июня новое руководство ВАК и лидеры региональных отделений обратились к Президенту РФ за поддержкой в восстановлении легитимности организации.

Прежде чем прокомментировать вышеприведенные факты, вернусь к событию 10-летней давности — II-ому съезду ВАК, на котором присутствовали президенты В.В.Путин и И.Г.Алиев. Они в своих выступлениях положительно оценили активную деятельность общественных организаций в России и Русской общины в Азербайджане, как важную форму укрепления межгосударственных отношений, развития гражданского общества и демократии. К сожалению, ВАК не оправдал ни надежд, ни доверия, которые были оказаны организации президентами двух стран. А теперь ВАК превратился в фактор ухудшения отношений между двумя государствами, к азербайджанской общине в России и Русской общине в Азербайджане.

Что могло привести к такой ситуации?

Хочу обратить внимание читателей на три главные причины произошедшего. Во-первых, Россия по-прежнему проводит староимперскую, проармянскую кавказскую политику. Во-вторых, из-за ошибочной диаспоральной политики Азербайджанского государства в России. И, в-третьих, из-за безответственной, недальновидной политики большинства лидеров общественных организаций азербайджанской общины России.

Эти причины привели к тому, что сегодня азербайджанская община России оказалась, в буквальном смысле этого слова, между молотом и наковальней.

Что я называю наковальней? Это староимперская, проармянская кавказская политика России, которая была сформирована со времён Петра I и ее вектор до сих пор не меняется. Этой политики придерживались и при последующих после Петра Великого царях, и при В.И.Ленине, и И.В. Сталине, и М.С.Горбачёве, и Б.Н.Ельцине. Придерживается Россия этой политики и при нынешнем президенте В.В.Путине. Главный ее принцип: армяне — исключительный союзник России на Кавказе, азербайджанцы же (т.е. кавказские татары) неблагонадёжны, поскольку имеют исторические связи с Ираном и Турцией и при неблагоприятных обстоятельствах могут выступить их союзниками. Именно поэтому в начале XIX века было осуществлено массовое переселение армян на Кавказ и их компактное укоренение в разных частях региона. На территориях азербайджанских Эриванского, Нахичеванского и Карабахского ханств была создана Армянская область, а затем и Армянская республика, теперь уже претендующая на Нагорно-Карабахскую Автономную область Азербайджана. Во всех стычках и конфликтах между аборигенным азербайджанским населением и притесняющих их армянами – пришельцами, официальная Россия, как правило, поддерживала армян. В боевых действиях, произошедших в апреле 2016 года, Вооружённые силы Азербайджана начали теснить армянские оккупационные силы, но, тем не менее, наступление азербайджанской армии было остановлено не без участия российского президента. Разумно не осмелившись идти наперекор раздававшимся требованиям руководства России, президент Азербайджана И.Г.Алиев дал приказ о приостановке наступления в надежде, что наконец-то Россия повлияет на своего сателлита в регионе и решение проблемы повернётся в мирное русло. Однако надежды и президента И.Г. Алиева, и общественности Азербайджана в очередной раз не были оправданы. Армения получила очередную большую партию российского оружия, армянский генерал был назначен секретарём ОДКБ, в Ереване открылась академия ОДКБ и т.д.

Объявив себя главным союзником официальных властей Сирии в войне против международного терроризма, Россия в то же самое время усиливает военную, экономическую, дипломатическую поддержку Армении, в парламенте которого большинство составляют представители карабахского клана, состоящего из объединения международных террористов и местных экстремистов, расшатавших в своё время основы российской государственности, а также дашнаков – членов национально-фашистской партии, которая со дня своего основания главной формой своей борьбы считает террор международного масштаба. Президент этого государства С.Саркисян, по своему собственному признанию, является организатором Ходжалинского геноцида, то есть, военным преступником, но это не мешает ему быть принятым в Кремле со всеми почестями. Между тем, Россия является правопреемником Советского Союза, и национальный экстремизм, вооруженные выступления против официальных властей, убийство мирного населения считались тягчайшими преступлениями как в рамках советского законодательства, так и в действующем законодательстве РФ.

Как и чем сегодня можно объяснить действие государственных органов России, упорно препятствующих публикации монографии ветерана спецслужб, историка Олега Кузнецова «Международный армянский терроризм», а также не желающих прислушиваться к требованиям общественности о раскрытии дела о теракте армянских экстремистов в московском метро, повлекшем многочисленные человеческие жертвы. Почему российские СМИ денно и нощно ругают героизацию украинских фашистов и почему-то умалчивают информацию о героизации армянских фашистов в Армении. Как бы ни клялись лидеры России в дружбе с Азербайджаном и нормализации отношений с Турцией, в Азербайджане и Турции расценивают российскую военную помощь Армении, а также перенасыщение всевозможными видами вооружений российской базы в Гюмри, как неприкрытый канал вооружения карабахских экстремистов и курдских террористов. Это ли не продолжение староимперской политики — разделяй и властвуй? Это ли не двойные стандарты — бороться с террористами далеко за пределами России и тут же вооружать террористов на своих южных рубежах. О каком объективном посредничестве в решении Карабахской проблемы можно говорить, если Россия открыто поддерживает агрессора, оккупировавшего 20% территории Азербайджана? Как и чем можно объяснить общественности в России и Азербайджане подобную позицию властей РФ. И это при том, что в Армении в порядке вещей оголтелое антирусское настроение, а в Азербайджане осуществляется прорусская внутренняя политика, можно наблюдать искреннюю общенародную любовь ко всему русскому.

Об отношении к русскому языку в двух республиках говорят такие факты.

В Армении от советского наследия остался лишь один Славянский университет и пара русских школ для детей русских офицеров. В Азербайджане функционирует более 300 русских школ, все университеты имеют русские отделения с большим контингентом студентов, функционируют Бакинский Славянский университет, Бакинский филиал МГУ, Бакинский филиал Первого медуниверситета им. Сеченова, Русский театр им. С. Вургуна, русскоязычный телеканал, большое количество газет, журналов, интернет-сайтов, Ассоциация русскоязычных писателей «Луч» при Союзе писателей Азербайджана и многие другие. В Азербайджане до сих пор научные диссертации пишут и защищают на русском языке.
Очевидно одно, в России до сих пор во внешней политике командуют солдафоны с убеждениями XIX века, и в новое время у них появились союзники в лице коррумпированных чиновников-казнокрадов, превративших военную и экономическую помощь Армении в большую дыру на дне российской казны. Как известно, по вине газовых магнатов в России десятилетиями закрывали глаза на то, как в соседней Украине утверждался фашистский режим, и как братский народ превратили во врага. По вине проармянских лобби в России не замечают чрезмерной концентрации враждебных сил, усиление открытого фашизма в армянском обществе. Пока поддержка преступного карабахского клана и марионеточного правительства С. Саргсяна создаёт иллюзию дружественности Армении. Однако никто не может дать гарантию того, что после очередной перестрелки в парламенте и потери власти карабахским кланом в Ереване не произойдёт социально-политический взрыв, подобный киевскому майдану. Политикам в России необходимо обратить внимание на очевидную тенденцию изменения состава населения Армении: из этой страны вытесняются люди с советским воспитанием, сюда же продолжают заселяться люди со всего мира, зачастую связанные с международным терроризмом и криминальным прошлым. Недружественные страны всячески препятствуют превращению СНГ в сильнейший союз вокруг России. И этим силам выгодно, что в Армении насаждается фашистская идеология, которая представляет собой взрывоопасное вещество, которое может сдетонировать в нужное время.

Возникает вполне логичный вопрос: не пора ли скорректировать кавказскую политику России, отказаться от староимперской, проармянской политики, направленной против Турции и Ирана, а теперь и Азербайджана, пострадавшего от агрессии Армении. Разве Турция и Иран, став союзниками России по сирийскому урегулированию, не показали, что они давно отказались от своих староимперских амбиций, что готовы тесно сотрудничать с Россией. И для этого нужно только одно — отказаться руководству России от старых шаблонов и учесть современные реалии. Не пора ли понять, что содействие Азербайджану в освобождении оккупированных территорий и справедливое решение Карабахской проблемы на порядок повысит доверие к России и снимет множество проблем на пути превращения СНГ в жизнеспособную взаимовыгодную международную организацию. Не пора ли понять, что усиление дружбы с Азербайджаном, это то главное звено, посредством которого можно укреплять дружественные связи с тюркоязычными странами СНГ, Турцией, Ираном, большим количеством стран исламского мира, создать вокруг России зону безопасности, сформировать крупный региональный рынок для роста российской экономики.

Тесное сотрудничество государственных органов, научных учреждений, общественных организаций России и Азербайджана сможет помочь в нахождении правильных ответов на поставленные вопросы, позволит разработать прорывные идеи и эффективные стратегии для действенного ответа на вызовы и риски нового времени. Засилье «экспертов» с армянскими фамилиями в центральных СМИ, научных учреждениях и госструктурах России, а также подкупленных «экспертов» с неармянскими фамилиями, является существенным субъективным фактором самовоспроизводства староимперской политики в РФ. В отличии от этих ангажированных людей, привлечение экспертов из Азербайджана и представителей азербайджанской общины России на открытые экспертные дискуссии по современным вопросам внешней и внутренней политики России, позволило бы здраво оценить устоявшиеся ложные шаблоны и найти эффективное решение многих накопившихся проблем.

Особо хочется подчеркнуть важность правильной оценки потенциала общественных организаций России для выработки и реализации эффективной внутренней и внешней политики РФ. Поскольку азербайджанцы России кровно заинтересованы в тесной дружбе и сотрудничестве двух государств и стран, то их видение, как правило, отражает долгосрочные стратегические интересы народов этих двух стран.

В настоящее время азербайджанские общественные организации России созданы и функционируют почти во всех регионах России. Большинство из них испытывают ряд серьезных проблем, вызванных как внутренними, так и внешними факторами. Исходя из хронологии создания азербайджанских общественных объединений, первой такой организацией является Общество азербайджанской культуры «Очаг» («Оджаг»), которая в настоящее время существует благодаря инерции авторитета, завоёванного в трагические 90-е годы, и на скудные возможности отдельных членов правления и актива. Федеральная национально-культурная автономия азербайджанцев России, пережившая ряд сложных катаклизмов, связанных с нападками на организацию и попыткой дискредитировать ее руководство, только оправилась от постигших ее потрясений и пытается опять громко о себе заявлять, реализуя интересные проекты. Всероссийский Азербайджанский Конгресс ликвидирован решением Верховного суда РФ из-за систематических нарушений действующего российского законодательства.

Возникает устойчивое мнение, что слабость азербайджанской общины, ее неспособность быть сильной и авторитетной в обществе и государстве на руку российским властям, что полностью соответствует ее староимперской, проармянской кавказской политике. Видимо, допускается возможность силового воздействия на Азербайджан в будущем и российские власти не хотят иметь авторитетную организацию азербайджанцев, способную противодействовать такой политике. В Москве хорошо помнят, как общество Очаг/Оджаг, возглавляемое профессором Т.Меликовым смогло организовать многотысячную акцию протеста против ввода советских войск в Баку 20 января 1991 года, повлёкшего многочисленные жертвы среди мирного населения, прорвать информационную блокаду, собрать большое количество информации, ежечасно передавать её российским и иностранным журналистам. С помощью общества «Очаг» было организовано историческое обращение опального члена ЦК КПСС, лидера азербайджанского народа Г.А.Алиева к мировой общественности с осуждением этого преступления. Свежа в памяти спецслужб России акция протеста региональных общественных организаций, инициируемая Видади Аббасовым против принятия закона о так называемом «геноциде армян», выдвинутом политическим авантюристом С.Мироновым, воспользовавшимся трагическим случаем, когда в небе Турции был сбит российский военный самолёт. К счастью, депутаты Государственной думы не восприняли всерьез это предложение и на стали его обсуждать, что значительно облегчило в дальнейшем нормализацию отношений между Россией и Турцией. Сегодня многие в России, Турции, Азербайджане и даже в Сирии пожинают добрые плоды улучшения отношений, многие прославляют государственную мудрость президентов этих стран. Но в этих странах уже никто не вспоминает мужественного азербайджанца из Нижнего Новгорода Видади Аббасова, который испытывал в тот период непомерное давление госорганов РФ и утвердился в чёрном списке госорганов Азербайджана, как самостоятельный и непослушный бакинским чиновникам лидер региональной организации. Наверное, можно понять и даже оправдать представителей органов местной власти России, ответственных за общественный порядок и потому стремящихся быть информированными, иметь рычаги воздействия, а ещё лучше иметь контроль над общественными организациями, тем более, если они (т.е. лидеры общественных организаций) могут иметь связи с госорганами иностранных государств.

С другой стороны, абсолютно не поддаётся разумному объяснению желание госорганов Азербайджана финансировать и управлять общественной организацией азербайджанцев дружественной России. Также не поддаётся разумному объяснению демонизация достойных сыновей Азербайджана, составление черных списков из их фамилий, и это несмотря на то, что они добросовестно служат интересам своего народа, тратят время, энергию, деньги, рискуют своим благополучием, карьерой, иногда жизнью. Но именно так работают азербайджанские чиновники, наделенные государством полномочиями содействовать и поддерживать общественные организации азербайджанской диаспоры. Принципы их работы очень просты: кто подчиняется прямым приказам из Баку — тот свой, кто не поддаётся — чужой. Все добрые и полезные дела, которые делают чужие, не в счёт, а все безобразия, которые творят свои — можно простить. Это и есть молот, по которому бьют по головам актива национальной общины азербайджанские органы государственной власти. Именно такой подход кураторов диаспоральной политики азербайджанского государства привёл к логическому и бесславному концу Всероссийский Азербайджанский Конгресс. И сегодня люди, виновные в ликвидации ВАКа, используя подчинённые им СМИ, а также неинформированных или сознательно лгущих продажных журналистов, обвиняют в случившемся кого угодно, но только не себя.

Прискорбно, что после случившегося в составе высшего руководства чиновников Азербайджана, ответственных за диаспоральную политику, не нашлось ни одного порядочного человека, который бы признал свою вину и подал прошение об отставке. Когда понимаешь, что рядом с Президентом страны находятся такие люди, становится не по себе! Ради того, чтобы выгородить себя, своих обворовавшихся и бездарных подручных, числившихся в руководстве ВАК и бездумно исполнявших их некомпетентные и откровенно вредные приказы и поручения. Эти так называемые «государственные деятели» сегодня создают серьёзную проблему Азербайджанскому государству и его Президенту, инициируют обострение отношений с Россией, нагнетают антироссийскую истерию. Между тем, в случившемся виноваты они сами, а не госорганы России, которые должны были в конце концов потребовать соблюдения законов страны. Госорганы РФ виновны в том, что долго закрывали глаза на безобразия, творимые ВАК, тем самым способствовали ещё большему развращению руководителей и покровителей этой организации, утвердившихся во мнении о том, что законы Российского государства их не касаются, и эти законы можно бесконечно игнорировать.

По нашему мнению, определённая доля ответственности в случившемся и происходящем лежит на руководителе администрации Президента Азербайджана Рамизе Мехтиеве. Как известно, Р.Мехтиев является одним из самых авторитетных деятелей Азербайджанского государства, имеет большие заслуги в укреплении Азербайджанского государства, в выработке и реализации государственной политики действующего Президента И.Г.Алиева. Простой перечень основных заслуг его служения народу и государству занял бы много страниц, поэтому стоит указать только на два обстоятельства, которые вызывают сомнения относительно позиции Р.Мехтиева в диаспоральной политике страны.

И вполне закономерно возникают вопросы: является ли ликвидация общественной организации основанием для сознательного обострения отношений Азербайджана с Россией, чтобы оградить от наказания дискредитировавших себя чиновников и чем обосновано противопоставление диаспоральной политики и политики безопасности, принося в жертву первое в угоду второму.

В качестве обоснованности постановки первого вопроса хочу сослаться на принципиальную важность состояния отношений с Россией как существенный фактор существования и развития Азербайджана. Думается, что ради сохранения и углубления этих отношений можно было бы пожертвовать некоторыми чиновниками, тем более, что они серьезно провинились, растеряли ценный капитал, созданный общенародным лидером азербайджанского народа Г.Алиевым, призванный служить комфортной жизни азербайджанцев как в Азербайджане, так и в России. Этим капиталом какое-то время являлся ВАК. Гейдар Алиев инициировал создание ВАК не для того, чтобы он подавлял другие организации азербайджанцев в России и служил обогащению отдельных людей, а для того, чтобы он взял на себя лидирующую роль, сплотил вокруг себя все организации, помогал им, чтобы все вместе они могли служить укреплению российско-азербайджанских отношений.

В качестве правомерности постановки второго вопроса хочу сослаться на всю историю российско-азербайджанских отношений и обратить внимание на то обстоятельство, что все существенные риски для Азербайджана были связаны с ухудшением этих отношений, а все крупные достижения Азербайджана – с укреплением и улучшением отношений двух стран. Также можно вспомнить опыт Гейдара Алиева, возглавившего Азербайджан в 70-е годы и добившегося принятия нескольких серьёзных постановлений ЦК КПСС и Совета Министров СССР, которые способствовали скачкообразному росту экономики советского Азербайджана.

Когда Гейдар Алиев во второй раз встал у руля развалившейся на мелкие осколки страны, он, наладив отношения с Россией, смог остановить войну, усмирить различные экстремистские и сепаратистские группировки, создать условия для стабильного развития Азербайджана. С другой стороны, история показывает, что во все периоды ухудшения этих отношений и наши соседи, и определённые силы в самой России умело использовали эти обстоятельства для отторжения земель и других богатств Азербайджана. Поэтому укрепление позиций в России каждого соотечественника, азербайджанских общественных организации, работало бы на будущее Азербайджана. Попытка же некоторых чиновников из Баку управлять этими организациями и их действительными лидерами из-за опасения, что кто-то из них захочет претендовать на власть в Азербайджане, использовать успешных предпринимателей в качестве «дойных коров» опять же для своего обогащения отбросили азербайджанскую общину России на десятилетия назад.

Наверное, нельзя жить одним прошлым и спекулировать историческими фактами для оправдания нынешних неблаговидных дел. Уже давно прошли те времена, когда команда Б.Н.Ельцина шантажировала руководство Азербайджана политическим проектом возвращения Аяза Муталлибова во власть, и бежавшие от правосудия герои Народного фронта готовы были помочь в реализации данного проекта. Теперь Президентом РФ является В.В.Путин, глубоко уважающий Гейдара Алиева, поддерживающий личные дружественные отношения с Президентом Ильхамом Алиевым и оказывающим ему поддержку в необходимых случаях. Самое главное, Президент Ильхам Алиев своей эффективной внутренней и внешней политикой завоевал общенародное доверие как в Азербайджане, так и за его пределами, и этим самым лишил всех своих политических оппонентов возможности конкурировать с ним. Поэтому пугать Его и азербайджанского обывателя угрозами переворота, в котором заинтересованы власти России при помощи представителей азербайджанской общины, является политической клоунадой, лишенной какой-либо почвы.

В Москве все азербайджанцы знают, что при попустительстве президента ВАК Мамеда Алиева, исполнительные директора этой организации Зейнал Нагдалиев, Натиг Агамиров, Ильгар Гаджиев разбазаривали миллионы долларов. При этом они не удосужились привести документы организации в порядок, чтобы хотя бы формально соответствовать требованиям российского законодательства. В результате ВАК превратился в чёрное пятно для всех азербайджанцев России. Теперь активу ВАК долго придётся отмываться и оправдываться перед общественностью России и Азербайджана. Инертность людей, готовность исполнять любые приказы из Баку, преклоняться перед каждым неучем, выступавшим от имени государства, является главной социальной причиной нашего общего позора.

Благодаря такому положению, единственная организация, получавшая систематическую финансовую и иную помощь госорганов Азербайджана, имевшая богатых и щедрых спонсоров, не оставила после себя для общины ровным счётом ничего. По различным оценкам, сегодня в Москве и Московской области проживает более 1 млн. этнических азербайджанцев. И такое количество людей не имеет ни одного детского сада, школы, университета, дома культуры, художественного коллектива, мечети, кладбища и т.д. Это результат реальной диаспоральной политики нынешних властей Азербайджана, безответственных лидеров азербайджанской общины России.

Понимают ли лидеры ВАК, подписавшие обращение Президенту РФ В.В.Путину о своем несогласии с вполне обоснованным решением госорганов России о ликвидации этой организации, что этим самым они прощают и оправдывают проворовавшихся руководителей ВАК и их подельников из Баку, деятельность которых привела к многочисленным нарушениям российского законодательства. Помимо этого они поддерживают вмешательство во внутренние дела РФ некомпетентных бакинских чиновников, нагло нарушающих общепринятые правила межгосударственных отношений и законодательства РФ, а также берут на себя ответственность за участие в формировании «пятой колонны» на территории Российской Федерации госорганами Азербайджанской Республики.

Думаю, что это пагубный путь и для азербайджанской общины РФ, и для самого Азербайджана. Азербайджан не обладает силой и союзниками в случае открытого столкновения с Россией, выступающей на стороне Армении. Но у властей России есть понимание неприемлемости подобного сценария и значимости добрососедских отношений с Азербайджаном. Россия достаточно демократичная страна, где структуры гражданского общества, в т.ч. общественные организации азербайджанской общины, имеют все возможности довести до властей свои требования и воздействовать на принятие разумных государственных решений. Для этого достаточно уважать законы этой страны и построить свою деятельность эффективно и в соответствии с государственными интересами России.

Чиновники из Администрации Президента Азербайджана, отвечающие за диаспоральную политику, до сих пор стремятся выстроить в колонну рядовых граждан России азербайджанской национальности и управлять ими из Баку. Но они ровным счётом ничего не сделала для облегчения положения представителей азербайджанской общины на своей исторической родине. Не они, не их дети не имеют никаких льгот на своей исторической Родине. Там они такие же иностранные туристы, как немцы, англичане, китайцы и т.д. Они как граждане любого другого иностранного государства должны придерживаться общих правил въезда в страну, регистрации, ограничения времени нахождения, оплачивать положенные штрафы за малейшие нарушения и т.д. При этом, если иностранные граждане имеют возможность выбора путешествия в любую страну, приобретая билеты по разумной цене, выбирая отели с уровнем обслуживания и количеством звёзд в соответствии со своим бюджетом, то выходец из Азербайджана такой возможности не имеет. Он должен покупать непомерно дорогие билеты авиакомпании «Азал» или часами простаивать на переходе Самур для пересечения границы, чтобы посетить больных родителей, участвовать в похоронах близких, присутствовать на торжествах друзей, просто показать свои родные края своим детям. Эти дети не имеют никаких преференций для поступления в вузы Азербайджана, льготы на билеты в летние каникулы, путёвки в детские лагеря и.т.д. Так может, стоило бы помощнику Президента Азербайджана, руководителю социально-экономического отдела Администрации Президента Али Гасанову собрать совещание руководителей государственных и частных транспортных, туристических компаний, руководителей вузов и обсудить с ними программы преференций для граждан соседних стран, выходцев из Азербайджана? Но он был занят тем, что «руководил» организацией съезда ВАК, вникая и корректируя каждую мелочь, тем самым оскорбляя чувство собственного достоинства приглашённых людей и доводил до абсурда невежественное, недипломатичное, несоответствующее законодательству великой державы отношение, которое привело к известному результату — ликвидации ВАКа.

На каком основании уважаемый Рамиз Мехтиев на днях в результате очередной бессмысленной реорганизации своего аппарата прикрепил подобных «деятелей» к Президенту Азербайджана, выступающего за принципиально другую диаспоральную политику страны? Ведь совершенно очевидно, что после этой реорганизации и этих назначений, реальная диаспоральная политика, проводимая Рамизом Мехтиевым и его командой, будет ещё в большей мере противоречить номинальной диаспоральной политике государства и ещё больше вредить национальным интересам Азербайджанского государства и всем азербайджанцам во всём мире.

Недавно к нам на очередное собрание «Семейного клуба любителей азербайджанской культуры» привели симпатичного молодого человека, студента одного из ведущих вузов России, внука моего родственника, который был главным организатором всех свадеб и похорон в г. Джабраиле, ныне находящемся под оккупацией армян. Наше короткое общение показало, что он является отличником учёбы, прекрасно разбирается в футболе, в боевых искусствах и т.д. Однако этот молодой человек совсем не знает азербайджанский язык, не знает великих личностей азербайджанского народа, внёсших заметный вклад в мировую сокровищницу культуры. Это типичный пример поколения азербайджанцев, родившихся и живущих ныне в России. Вот такое будущее готовят азербайджанскому народу недальновидные политики Азербайджанского государства и лидеры азербайджанской общины России.

21 мая в российской столице состоялось грандиозное мероприятие «День азербайджанской культуры» в рамках фестиваля «Мой дом-Москва», посвящённое государственному празднику Азербайджана — Дню Республики. Это было первое совместное мероприятие ФНКА АзерРос, Общества азербайджанской культуры Очаг/Оджаг и Центра азербайджанско-русской солидарности и культуры. Дворец пионеров на Воробьёвых горах, который вмещает 1 тыс. человек, был заполнен полностью. Москвичи и гости праздника с большим удовольствием соприкоснулись с богатейшей культурой Азербайджана.

К сожалению, среди гостей этого праздника не было Посла Азербайджана в России, сотрудников посольства, (надо заметить, что фестиваль проводился в течение года, и на всех мероприятиях, проводимых диаспорами бывших советских республик, присутствовали представители посольств), не было руководителей ВАК, которые оспаривают законность решения российских властей о ликвидации этой давно дискредитировавшей себя организации.

Так вот и живём врозь, спутав белое с чёрным, хорошее с плохим, вредное с полезным! И такая ситуация вполне устраивает высокопоставленных чиновников — кураторов диаспоральной политики Азербайджана.

Считаю, что ликвидация ВАК является результатом ошибок и неэффективной работы некоторых чиновников из команды Рамиза Мехтиева, которые не исполнили поручения Президента И.Г.Алиева и пожелания Президента В.В.Путина, и поэтому они должны быть отстранены от работы с общественными организациями азербайджанцев России. Именно эти «деятели» в своё время не позволили Поладу Бюльбюль оглы «разогнать мошенников из ВАК», а ныне все свои ошибки стараются переложить на него, сделав из него «козла — отпущения».

Недавно граждане Азербайджана, а также азербайджанская община России с удовлетворением восприняли назначение Мехрибан Алиевой на пост Первого Вице-президента Азербайджана. Она своим умелым руководством Фондом Г.Алиева, успешной реализацией крупных общественно значимых социальных проектов в Азербайджане и за рубежом завоевала общенародную любовь, уважение и международное признание. По общему мнению, именно она является самым эффективным менеджером в команде Президента И.Г.Алиева. Поэтому, уверен, что передача кураторства диаспоральной политики государства в ведение госпожи М.Алиевой привело бы к выводу этой политики из кризиса и обеспечило бы ей несомненный успех. Мехрибан Алиева, как опытный и доброжелательный руководитель, сможет выстроить отношения с общественными организациями азербайджанской общины во всех странах, в т.ч. в России, таким образом, чтобы они заняли достойное место в странах своего проживания и служили надёжным мостом дружбы своих стран с Азербайджаном. Именно это завещал нам общенациональный лидер азербайджанского народа Г.А.Алиев.

2 thoughts on “Азербайджанская община России: между молотом и наковальней

  1. Злой земляк

    Reply

    А каким хреном там 5 лет занимался «заслуженный» адвокат россии по имени ильгар? да да, тот самый, что разными окольными путями стал исполнительным директором вак! Чтож он устав никак не мог исправить? Может были более важные дела в его любимой столовой в кинотеатре баку?

  2. До тех пор пока азербайджанцы не поймут,что единство является жизненно необходимым в нынешних условиях и не перестанут во имя самосахронения перетягивать одеяло в ущерб интересам нации, наличие либо отсутствие хоть староимперской политики России,хоть какой либо другой не имеет значения,т.к эпицентр разрушения находится в нас самих!Армяне и Евреи веками не имея государственности,вынужденные скитаться по миру, сумели сохранить самоидентификацию и в конечном итоге добились своей цели,а наши земляки в первом поколении выросшие на чужбине не считают зазорным открещиваться как от своего этноса,так и от своей родной культуры.Пора бы понять,что во всех бедах азербайджанцев виноваты мы сами!Пора каждому спросить у себя,а что лично я сделал для своего народа?Воспринимают ли окружающие меня люди азербайджанцев через призму восприятия меня самого как порядочных,сплоченных и сильных или своим поведением я дискредитирую всех азербайджанцев?Пора сплотиться вокруг единого проекта-светлого будущего каждого азербайджанца,в не зависимости от его местапроживания в мире,чтобы каждый азербайджанец ощущал гордость за своё происхождение,ощущал поддержку своих этнических,культурных братьев!Только в этом случае мы в будущем сможем увидеть единый,целостный и развитый Азербайджан!

Добавить комментарий